МБОУ "Темниковская СОШ им. Героя Советского Союза А.И. Семикова" Республика Мордовия г. Темников
МБОУ "Темниковская СОШ им. Героя Советского Союза А.И. Семикова" Республика Мордовия г. Темников
  • Информационная безопасность

     

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

    • персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    • обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    • защищенная законом интеллектуальная собственность.
    • ЦИФРОВОЙ ЛИКБЕЗ

      «Цифровой ликбез» – всероссийский просветительский проект в сфере цифровой грамотности и кибербезопасности. «Цифровой ликбез» подразумевает использование просветительского видео контента в сфере цифровой грамотности и кибербезопасности, размещенного на сайте проекта https://digital-likbez.datalesson.ru
      Организаторы проекта:
      Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, АНО «Цифровая экономика».
      Видео контент, размещенный на сайте проекта, прошел экспертную оценку на соответствие параметрам воспитательных целей ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
      Зона ответственности педагога общеобразовательной организации:
      • Проведение урока (вариативно) ОБЖ, информатики и других школьных предметов, классных часов по теме цифровой грамотности и кибербезопасности с использованием видео контента проекта;
      • Интеграция видео контента в родительские собрания для дальнейшего просмотра видео роликов родителями совместно с детьми.

      Детские безопасные сайты

    • Родителям

    • Педагогам

    • Методические и справочные материалы

    • Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Памятка для обучающихся начальной школы

    • Пункт 1 - Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
    • Пункт 2 - Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
    • Пункт 3 - Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
    • Пункт 4 - Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.
    • Пункт 5 - Не встречайтесь без родителей с людьми из интернета вживую. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
    • Пункт 6 - Общаясь в интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
    • Пункт  7 - Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

    Как  распознать злоумышленника?

    Вот по каким признакам можно узнать, что человек может оказаться преступником.

    • Вы не знакомы с ним в реальной жизни.
    • Есть основания думать, что это взрослый человек.
    • В соцсети у него мало друзей или их нет вовсе.
    • Он настойчиво просит собеседника о чём-то, даже, на первый взгляд, безобидном: отправить своё фото, рассказать о чём-то, встретиться.

    Собственно, поведение в интернете не должно сильно отличаться от поведения в реальном мире. Тем же правилом могут руководствоваться родители: не нужно излишне контролировать детей, но и пускать все на самотёк недальновидно.

    И ещё дети должны помнить, что все, с кем они общаются через экран, это незнакомцы. И намерения у них могут быть самыми разными. Даже если общение заладилось и хочется считать его своим другом.

    Советы обучающимся о защите персональных данных при работе с социальными сетями

    • Проявляйте осторожность при переходе по ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от других пользователей или друзей. Не следует бездумно открывать все ссылки подряд - сначала необходимо убедиться в том, что присланная вам ссылка ведет на безопасный или знакомый вам ресурс

    • Контролируйте информацию о себе, которую вы размещаете. Обычно злоумышленники взламывают учетные записи на сайтах следующим образом: они нажимают на ссылку "Забыли пароль?" на странице входа в учетную запись. При этом для восстановления или установки нового пароля, система может предлагать ответить на секретный вопрос. Это может быть дата вашего рождения, родной город, девичья фамилия матери и т.п. Ответы на подобные вопросы можно легко найти в сведениях, которые вы опубликовали на своей странице в какой-либо популярной социальной сети. Поэтому при установке секретных вопросов необходимо придумывать их самостоятельно (если сайт, на котором вы регистрируетесь, это позволяет) или старайтесь не использовать личные сведения, которые легко найти в сети.

    • Не думайте, что сообщение, которое вы получили, было отправлено тем, кого вы знаете, только потому, что так написано. Помните, что хакеры могут взламывать учетные записи и рассылать электронные сообщения, которые будут выглядеть так, как будто они были отправлены вашими друзьями. Если у вас возникло такое подозрение, будет лучше связаться с отправителем альтернативным способом, например, по телефону, чтобы убедиться в том, что именно этот человек отправил вам данное сообщение. Точно также необходимо относиться и к приглашениям зарегистрироваться в той или иной социальной сети.

    • Чтобы не раскрыть адреса электронной почты своих друзей, не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу вашего ящика электронной почты. При подключении к новой социальной сети вы можете получить предложение ввести адрес электронной почты и пароль, чтобы узнать, есть ли в этой сети пользователи, с которыми вы уже поддерживаете отношения при помощи электронной переписки. Используя эти данные, сайт может рассылать электронные сообщения (например, приглашения присоединиться к этой сети от вашего лица) всем пользователям из вашего списка контактов. Социальные сети должны указывать то, что эти адреса электронной почты будут использованы для этой данной, но зачастую не делают этого.

    • Вводите адрес социальной сети непосредственно в адресной строке браузера или используйте закладки. Нажав на ссылку, которую вы получили в электронном сообщении или нашли на каком-либо сайте, вы можете попасть на поддельный сайт, где оставленные вами личные сведения будут украдены мошенниками.

    • Не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд. Мошенники могут создавать фальшивые профили, чтобы получить от вас информацию, которая доступна только вашим друзьям.

    • Не регистрируйтесь во всех социальных сетях без разбора. Оцените сайт, который вы планируете использовать, и убедитесь, что вы правильно понимаете его политику конфиденциальности. Узнайте, существует ли на сайте контроль контента, который публикуется его пользователями. К сайтам, на которых вы оставляете свои персональные данные, необходимо относиться с той же серьезностью, которой требуют сайты, где вы совершаете какие-либо покупки при помощи кредитной карты.

    • Учитывайте тот факт, что все данные, опубликованные вами в социальной сети, могут быть кем-то сохранены. На большинстве сервисов вы можете в любой момент удалить свою учетную запись, но, не смотря на это, не забывайте, что практически любой пользователь может распечатать или сохранить на своем компьютере фотографии, видео, контактные данные и другие оставленные вами сведения.

    • Проявляйте осторожность при установке приложений или дополнений для социальных сетей. Многие социальные сети позволяют загружать сторонние приложения, которые расширяют возможности личной страницы. Довольно часто такие приложения используются для кражи личных данных, поэтому к их использованию необходимо относиться также серьёзно, как и к установке на свой компьютер программ, которые вы можете найти в Интернете.

    КАК НЕ СТАТЬ ДРОППЕРОМ!

    БЕЗОПАСНО ИСПОЛЬЗУЕМ БАНКОВСКИЕ КАРТЫ

    МОШЕННИКИ НЕ ДРЕМЛЮТ: НОВЫЕ СХЕМЫ  ОТ ЗЛОУМЫШЛЕННИКОВ

    КАК РАСПОЗНАТЬ СКАМ - РЕСУРСЫ И ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ

    МОШЕННИКИ ПОХИТИЛИ ДЕНЬГИ СО СЧЁТА В БАНКЕ?

    ЧТО ДЕЛАТЬ: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    • http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. http://www.friendlyrunet.ru /- Фонд «Дружественный Рунет».
    • http://www.microsoft.com 
    • http://www.icensor.ru/- Интернет-фильтр для детей. 
    • www.tirnet.ru - Детский Интернет
    • www.ms-education.ru и www.apkpro.ru. - электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет
    • http://www.nedopusti.ru/ -  социальный проект по защите прав детей    «Не допусти»
    • http://www.newseducation.ru/ - "Большая перемена"
    • http://www.tvidi.ru/ -  «Твиди»
    • www.mirbibigona.ru/ - «Страна друзей»:
    • http://www.smeshariki.ru/ - «Смешарики
    • http://www.solnet.ee/  -  «Солнышко
    • http://www.1001skazka.com  - «1001 сказка».
    • http://vkids.km.ruNachalka.info - учись, играй, развивайся!
    • http://membrana.ru – «Люди. Идеи Технологии
    • http://www.murzilka.org/ - Сайт журнала «Мурзилка
    • lib/1sentember.ru - Школьная библиотека
    • skazvikt.ucoz.ru – Литературный детский журнал
    • www.rba.ru – Российская библиотечная ассоциация
    • www.rusla.ru – Российская школьная библиотечная ассоциация
    • schoollibrari.ioso.ru – Сайт школьная библиотека
    • www.bibliogid.ru – Библиогид
    • www.fsu-expert.ru – Общественно-государственная эспертиза учебников
    • www.litera.edu.ru – Российский образовательный портал
    • www.e-kniga.ru – Электронная библиотека художественной литературы
    • lib.aldebaran.ru – библиотека Альдебаран
    • www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
    • www.mirslovarei.ru – Коллекция электронных словарей
    • www.prlib.ru – Президентская библиотека Б.Ельцина
    • www.prosv.ru – издательство Просвещение
    • www.vgf.ru – издательство Вентана-Граф
    • www.lbz.ru – издательство БИНОМ. Лаборатория знаний
    • www.schoolpress.ru – Школьная пресс

    Родителям

    Есть три основных вида опасности, подстерегающие юных пользователей:

    1. нежелательное содержимое сайтов, пропагандирующих экстремизм, насилие и формы поведения, отклоняющиеся от общепринятых норм;
    2. прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи;
    3. различные виды мошенничества.

      Документы

      Документы не выбраны

      Педагогам

      В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет- зависимость, склонение к суициду и т. п. Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

      Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером.

      1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
      2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
      3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
      4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
      5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
      6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
      7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
      8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
      9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
      10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
      11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

      Методические и справочные материалы

      Учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность»,.

      Разработана программа специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internet-project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика)

      Игра «Прогулка через Дикий Интернет Лес»

      При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности 

             http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности

      Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается сегодня» http://festival.1september.ru/articles/612789/ Материал разработан для учащихся 9-11 классов

      Интернет-ресурсы для педагогических работников

      1. 1.http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
      2.  http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
      3.  http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
      4. http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
      5. http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.  http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
      6. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет

      Методические и справочные материалы

      Материалы к урокам безопасного интернета

      Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

      • Конкурс «Позитивный контент»
      • Конкурс «Лучший школьный сайт»
      • Проект «Передовая наука»

      Международный проект «Международное измерение информационной безопасности»

      В условиях транснационального характера вызовов и угроз в ИКТ-сфере проект направлен на критический анализ подходов различных государств и негосударственных акторов к обеспечению информационной безопасности и поиск общих точек для сотрудничества в этой сфере.

      Документы

      Документы не выбраны

      Поделиться страницей

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie